Аномальная жара и засуха внесли коррективы в уборочную кампанию сельхозпредприятий всей страны: собрать с полей в этом году удастся меньше овощей и зерновых, чем было запланировано.
— Корма, заготовленные для скота, в жару высохли, огрубели, на второй укос просто не выросли, — рассказывает о положении дел в самом крупном хозяйстве Соликамского района СПК «Северный» его директор Николай Золотарев. — В результате удои молока упали с десяти до семи тонн в сутки. Производим только молоко. На масло, творог и сметану сырья не хватает.
Начали уборку зерновых. Значительная часть зерна годится только на корм скоту: будем делать зерновой концентрат. Жара спала, животные смогут жевать траву на свободном выпасе. Надеемся, на полях, где уже собрано зерно, вырастут травы, которые мы скосим и тоже используем в качестве корма. На зиму заготовлено 4200 рулонов сенажа в упаковке. В прошлом году заготавливали всего тысячу. Так что корма — не самая большая наша проблема.
Если говорить о зерновых культурах, то тут мы несем потери по всем направлениям: озимым ржи и пшенице, яровым пшенице, ячменю, овсу. Из-за жары колос не мог правильно развиваться, ему не хватало влаги. Из первой, молочной стадии зрелости он сразу перешел в конечную — полной спелости, миновав восковую спелость. Зерно получилось маленькое, щуплое. Его и по весу мало, и качество ниже. Наберем ли для посева следующего года — не знаю.
С овощами дела обстоят не лучше. Потери картофеля и моркови составят порядка 50%. Картофель сформировался только там, где почва глинистая и удерживает хоть немного влаги, но и там его немного. С песчаных участков собирать нечего. Морковь, которую посеяли осенью, получилась хорошая. Весенняя – мелкая. Некоторая и вовсе не взошла. Недобор по свекле и капусте около 30%.
— Не могу сказать, поднимем ли мы цены на овощи. Все будет зависеть от спроса. А вот по молоку удорожания избежать не удалось. С 15 августа мы увеличили цену на 1,5 рубля.
В то же время в районной администрации настроены весьма оптимистично.
— Конечно, в этом году продукции будет меньше, — считает начальник управления сельского хозяйства Владимир Гилев. — Но наши производители и частные хозяйства граждан вполне смогут удовлетворить потребность в продовольствии, имеющуюся у жителей города и района.
В то же время даже если продуктов хватит на всех, стоить они могут дороже, чем в начале лета. Кроме СПК «Северного», цены подняли и в ОАО «Хлеб Соликамска».
— Сейчас ржаной и пшеничный хлеб нашего производства стоит на 1,5 рубля дороже. На остальные позиции цена тоже выросла, но не так сильно, — рассказывает генеральный директор предприятия Андрей Белоусов. — Это вынужденная мера: растет стоимость муки – вынуждены поднимать цены и мы. С начала июня поставщики подняли цены на муку в два раза. Цифры меняются каждые три дня. При этом нам говорят, что своего потолка цена еще не достигла. Собственная аналитическая служба тоже выдает не оптимистичные прогнозы. Запасаться мукой впрок мы не можем: не хватает складских помещений. Максимум можно создать двухмесячный запас. Потом все равно придется покупать по той цене, которая будет на рынке. Небольшим предприятиям еще сложней, они не могут позволить себе даже небольшого запаса.
— За последнее время мука подорожала минимум на 70%, — вздыхает руководитель пекарни Валентина Орехова. — На хлеб мы цены еще не поднимали, компенсировали потери объемами продаж. Но сейчас это уже нецелесообразно. Без поднятия цен не справиться.
Тяжело производителю сырья – плохо и переработчикам, и оптовой, и розничной торговле. В непростом положении и представители оптовых компаний. Цены, по словам руководителя «Универсальной торговой базы» Степана Бобба, поднялись и для них. Под удар так или иначе попадает все население страны. Продукты в магазинах будут дорожать. Дешево поесть не удастся и в кафе.
— Пока на наших ценах засуха не отразилась, но если цены на продукты будут подниматься и дальше, нам придется пересмотреть стоимость блюд, — отвечает владелица сети заведений общепита Людмила Савельева. – Разница в стоимости последней и предпоследней партий муки, которые мы закупали, — 20%. Бесконечно сдерживать цены в таких условиях невозможно.
В относительной безопасности остаются воспитанники детских садов и пациенты больниц. Каждое дошкольное образовательное или учреждение здравоохранения, как объяснили в администрации города, заключает договор с предпринимателем, который оказывает услуги по обеспечению питания.
— В договоре прописаны объем и стоимость услуги, — говорит заместитель начальника управления здравоохранения Соликамска Владимир Лыткин. – Изменить их стороны не могут. Как бы ни было тяжело бизнесмену, он обязан выполнить то, что зафиксировано в документах.
Со стоимостью питания в школах несколько сложней.
— Мы всегда работаем с несколькими поставщиками. Кто сегодня дает меньшую цену, к примеру, на молоко, у того и покупаем. На следующий день цены могут измениться, и мы будем делать закупки в другом месте, — рассказывает о принципе работы директор комбината школьного питания Олег Логинов. – Стоимость обедов школьников напрямую зависит от ситуации на рынке. Но мы постараемся не делать резких скачков в стоимости блюд.
Не абстрагировалось от проблемы стоимости школьных обедов и соликамское управление образования.
— Для меня, как начальника управления, важно, чтобы как можно большее количество детей в школах получали полноценное горячее питание, — заверил Геннадий Ковальчук. — Если в новом учебном году в школьных столовых питаться станет меньше детей, а стоимость обедов существенно вырастет, я буду настаивать на перевод школ к конкурсной системе поставок, какая существует у детских садов.
Что делать?
Исходя из вышесказанного, вывод напрашивается сам собой: такими, как сегодня, цены не останутся. Но и расти до бесконечности они тоже не могут. Согласно Постановлению Правительства РФ №530 от 15 июля 2010 г. «Об утверждении Правил установления предельно допустимых розничных цен на отдельные виды социально значимых продовольственных товаров первой необходимости...», если на продукт из утвержденного списка, за 30 дней цена вырастает более чем на 30%, власти вправе установить на него предельную цену. В свете нынешней засухи нововведение выглядит вполне разумным.
Но никакие административные меры не в силах полностью справиться с последствиями засухи. Если продукта крайне мало, а денег в его производство вложено много, вполне логично, что он будет стоить дорого. Нам остается потуже затянуть пояса и тщательнее выбирать магазины. Пожалуй, принцип «купить все в одном месте» сейчас не пройдет. Гораздо разумнее потратить больше времени, но купить каждый продукт там, где он продается по выгодной цене.