«…нашли на Каме богату медну руду — у Григоровой горы вблизи Соли Камской»
Разорение страны в эпоху Смутного времени значительно задержало промышленное развитие государства. Когда правительство Михаила Романова оправилось от последней военной интервенции шведов и поляков, и жизнь в Москве начала восстанавливаться, поиски полезных ископаемых опять привлекли внимание правительства. И снаряжались экспедиции своих и иноземных знатоков искать «руду золотую и серебряную и медную и дорогие каменья». Наиболее широко разведка различных руд и других полезных ископаемых организуется на Урале в 1618-1622 годы. В 1626 году англичане Джон Ватер и Фрич с дворянином Загряжским были отправлены в Пермский край «для приискания руд». Но экспедиция не увенчалась практическим успехом, однако поиски в Пермском крае продолжались.
«…за медяные руды радел»
В феврале 1633 года царем Михаилом Федоровичем посылаются в Соль Камскую для поиска руд во главе со стольником Василием Стрешневым стольники Григорий Волков, Кирилл Арсеньев, жилец Матвей Рябинин, иноземец Елисей Коет, а также рудознатец Александр Серебряник. Они возвратились с донесением, что нашли богатую медную руду на Каме у Григоровой горы вблизи Соли Камской.
О значении для государства этих находок можно судить по наградам, которые получил возглавлявший экспедицию Василий Стрещнев (две шубы, серебряный позолоченный кубок, «денежные придачи» 220 рублей, а также село Пружинино в Ростовском уезде «с деревнями в вотчину»). Его помощники пожалованы тканями и куницами. Рудознатцу Александру Серебрянику были выданы ткани, 40 соболей и серебряный ковш. Еще более щедро наградил государь иноземца Елисея Коета за то, что «у его Государева сыскного дела медяные руды радел» (получил серебряный позолоченный кубок, ткани и 40 соболей).
28 ноября 1634 года «Государь… пожаловал окольничаго Василия Ивановича Стрешнева за службу, что у Соли Камской его службою и раденьем медная руда розыскана и завод устроен. Велел ему учинить свое государево жалованье в окольничих оклад триста семьдесят рублей».
Первоначально производство меди организовали неподалеку от Григорова рудника. Это был первый в России медеплавильный завод. В.Н.Татищев в записке Петру называет завод «медные Григоровские».
По аршинам
В 1635 году по указу царя из Москвы в Соликамск были посланы гость Надей Светешников, подьячий Илья Кириллов, иноземец рудознатец Арист Петцольт, а с ним русские и немецкие мастеровые люди. Мастера эти были привезены из Саксонии.
Прибывший на завод Арист Петцольд досматривал его и «сказал, что то место на мельницу негодно потому, что тут в речке вода мала». Из-за маловодья ручья пришлось перенести заводские постройки на реку Пыскорку (Камгорку) недалеко от ее впадения в реку Каму, близ современных городов Усолье и Соликамск. Однако и на этот раз завод поставили неудачно и его перенесли на третье место, под горой, возле той же Камгорки. Завод получил название Пыскорского.
Извлечение руды производилось шахтами – «подкопами» – выемками горных склонов или короткими штольнями. Григоровский рудник был в России первым предприятием со сложной системой подземных разработок. Разрабатывали только самые богатые слои толщиной от одного до трех пальцев. Нижние слои толщиной в ладонь и верхние толщиной в 1/2 – 3/4 аршина не выбирали, а просто бросали.
В период с 1 июля 1641 года по 6 февраля 1642 года рудник дал 620 пудов отборной кусковой и 2500 пудов толченой руды. Оттуда она транспортировалась в летнее время водой по течению, а зимой — гужевым транспортом.
Сохранилась «Переменная роспись медного рудника на Григоровой горе» — первый из известных отечественных документов, зафиксировавший маркшейдерскую съемку горных работ.
Роспись показывает: сколько в каждой шахте «подкопов и разломов и шахтиц» и сколько в каждом их них вырублено от устья безымянного ручья, на котором стояла плотина, вниз по камскому берегу и по горе «отыску» с 5 апреля 1645 года по 21 июня 1646 года. Осуществляли замеры «горново дела целовальники Леонтей Жданов, Дементей Зырянов, Любим Терентиев»: В Плетеневой шахте всего в «подкопех и в разломах и в шахтицах выломано 649 сажен с полуаршинном», в Клинной шахте – 180 сажен 1 аршин, в Полевой шахте – 43 сажени 2 аршина, в Глубокой шахте – 47 сажен с полусаженью, под Денисовской горой, Ревским полем и по Камскому берегу в подкопах – 48 сажен, на Денисовой горе старая шахта глубиной аршин с четвертью в которой не ведутся работы – «отняла вода»…
В документе упоминается Тимофеевская шахта и отмечаются подкопы, имеющие названия – Черемхин, Лодыгина. Так, благодаря описи, нам дается представление не только о руднике, но и становятся известны имена первопроходцев медного дела в России.
«… медная руда вынялась и признаков рудных не стало»
В 1656 году на Григоровой горе «медные руды вынялась», о чем писал царю Алексею Михайловичу в челобитной Д.А.Тумашов, а вскоре «подкопы и шахты обвалились» и рудник бездействовал.
В грамоте Соликамским воеводам царь Алексей Михайлович спрашивает их о медной руде, которую еще при его отце нашел В.И.Стрешнев: «… ныне тое медную руду сыскивают ли или та медная руда сыскивать покинута, и для чего покинута?». На что Иван Монастырев и Савва Тютчев в 1671 году ответили царю, что «как в горах медная руда вынялась и признаков рудных не стало, и от того времени рудного медного дела промысел и плавленье покинуто и промышлять перестали».
В 1722 году В.И.Геннин по прибытию в Кунгур, узнав о заброшенном Григоровском руднике, взял с собой В.Н.Татищева, берг-мейстера И.Ф.Блюэра и осмотрел рудник. Он заключил, что «в той горе медного шифера имеется довольно…на несколько лет оного будет». Соликамский летописец в этом же году записал: «По указу велено возобновить Григоровские медные заводы». На плане Григоровского рудника, выполненного в 1727 году обозначены верхняя и нижняя плотина, две толчеи и «промывальни». Рудник перестал существовать в первой четверти века.
В молчании и темноте…
Даже после закрытия рудник привлекает к себе внимание исследователей. Достаточно сказать, что в 1770 году на Григоровой горе побывал русский путешественник, историк капитан Н.П.Рычков, оставивший описание рудника в своих записках. В 1934 году эти места посетил Д.Кашинцев, автор книги «История металлургии Урала» и оставил свои наблюдения. Экспедиция Уральского университета в 1993 году, осматривая рудник, в окрестностях деревни Григорово обнаружила многочисленные провалы, а на протекающем ручье остатки плотины. И сегодня на скосах круч камского берега в районе деревень Григорово и Тетерино – словно книга рисованная: сверху слой растительности, затем лента дикого камня, а потом пояса прочих оттенков и среди них медные руды выходят на поверхность. Сохранились здесь и старые штольни.
Этим летом экспедиция школьников из центра «РОСТ» в составе А.Фрешера, А.Лыткина, Л.Никоновой, К.Сунегиной, Д.Ябуровой, Е.Петровой под руководством И.И.Чечубалина выполнила картографическую работу деревни Григорово, включая подземную сьемку штольни.
Штольня расположена вниз по течению Камы в восьмистах метрах от безымянного ручья на высоте 8,5 метров над уровнем воды. Пройти по ней можно на глубину 8 метров, а дальше путь преграждает обвал. Безжалостное время засыпало шахты и разрушило промысловые сооружения рудника, но глубоко под землей нерушимыми памятниками труда рудокопов стоят в молчании и темноте подземные штольни. И может, когда-нибудь появится на камском берегу памятный знак «Здесь располагался Григоровский рудник, где была организована руда для первого в России медеплавильного завода».